ПРОГРАММА
Деятельности детского общественного объединения
«Бригантина».
Программа «Продвижение» является основополагающей программой деятельности детского общественного объединения « Бригантина» на период с 2011 – по 2016 год.
Она носит комплексный характер и обеспечивает программную базу для всех основных направлений деятельности детского объединения «Бригантина» каждому направлению деятельности в структуре программы соответствует программа, регламентирующая работу по данному направлению. Реализация программы началась в октябре 2011 года. Исполнителем программы является детское общественное объединение «Бригантина». В процессе реализации программы детского объединения взаимодействуют детские коллективы образовательного учреждения, которые таким образом выступают в качестве исполнителей программы.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Развитие детского движения гуманистической и творческой направленности через участие в практических делах и самоуправлении в школе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие личностных качеств учащихся, направленных на социальное, интеллектуальное, физическое благополучие.
- Осуществление личностно – ориентированного подхода в воспитании, совершенствовать работу с одарёнными детьми.
- Приобщение детей к художественному слову, духовным ценностям, здоровому образу жизни.
- Совершенствовать экологическое направление в работе с обучающимися.
- Формирование самодисциплины учащихся старших классов через самоуправление.
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:
Основополагающими принципами программы являются:
- Принцип гуманизации – направленность на ребёнка, его развитие и приобретение социального и гуманитарного опыта.
- Принцип демократизации – каждый участник программы выбирает ту программу, которая удовлетворяет его интересы.
- Принцип открытости – участником программы может стать любой желающий.
- Принцип развития – деятельность каждого участника в рамках программы направлена на его всестороннее развитие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представляет собой систему подпрограмм:
- «ТОЧКА ОТСЧЁТА» - выявление, подготовка и стимулирование Лидера детского общественного объединения «Бригантина».
- «ПУТЬ МИРА – ДОРОГА БЕЗ ВОЙНЫ» - воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся.
- «ПУТЬ МИЛОСЕРДИЯ» - воспитание детей в духе взаимопомощи, доброты, милосердия.
- «ДОРОГА МУДРОСТИ» - развитие интеллектуальных способностей, поддержка и развитие интеллектуальной одарённости.
- «СТОРОНА ДОНСКАЯ» - изучение истории и культуры Донского края.
- «ЗВЁЗДНЫЙ ПУТЬ» - организация досуга, реализация творческих способностей учащихся.
- «ЦВЕТОФОР ДЕТСТВА» - создание условий для развития личности младших школьников, обеспечение совместной работы со старшими школьниками.
- «ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ» - воспитание детей и молодёжи в духе гармонии с окружающей средой, природой, обучение экологической грамотности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
1. Научно - методическая:
- Достаточное кадровое обеспечение в детских коллективах
- Руководителю объединения необходимо владеть средствами и формами работы по всем подпрограммам, знать особенности работы с разновозрастными коллективами.
- В объединении необходимо иметь информационное пространство, содержащее информацию по деятельности программы.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:
Участники программы.
- Участниками программы выступают детские коллективы объединения Ковылкинской средней общеобразовательной школы, входящие в состав детского общественного объединения «Бригантина» ;
- Участие в программе может начинаться с любого этапа её реализации ;
- Участие в программе носит добровольный характер;
- Участники программы имеют право: принимать участие в работе выбранных программ, мероприятиях, проводимых в рамках программы «Продвижение», вносить предложения по обновлению программы.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАННЫ:
- В меру сил и возможностей способствовать реализации программы в детском общественном объединении «Бригантина» Ковылкинской средней общеобразовательной школы;
- Активно участвовать в работе выбранных программ;
- Выполнять в срок предложенные задания к программе;
- Вовлекать в процесс реализации программы новых участников;
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ:
С целью координации действий исполнителей и участников программы, по её реализации создаётся центр управления программой «Продвижение» - функционирующий при Районном Совете Содружества.
Совет Содружества по окончании выполнения заданий к подпрограммам подводит итоги работы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
- Реализация учащимися индивидуальных способностей в различных областях деятельности – организаторская, интеллектуальная, творческая;
- Получение учащимися индивидуальных способностей в различных областях деятельности (организаторская, интеллектуальная, творческая);
- Расширение кругозора участников программы;
- Развитие деятельности детского объединения.
ПОДПРОГРАММЫ
ПОДПРОГРАММА «ТОЧКА ОТСЧЁТА»
Пояснительная записка:
Наше время возвращает понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного доверия и уважения взрослых, детей и подростков.
«Точка отсчёта», в отличие от большинства подпрограмм, индивидуальная; её задача помочь члену детского объединения, персонально побудить его к активным действиям, самосовершенствованию. Программированию своего будущего. Эта подпрограмма предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров среди детей.
ЦЕЛЬ:
Раскрытие лидерских и организаторских способностей у детей, помощь в их реализации через деятельность детского общественного объединения «Бригантина», формирование активной жизненной позиции участников, их становления как граждан России, создание условий для развития и обогащения их культуры личности через осознание собственного «Я».
Задачи:
- Выявление интересов, определение основных приоритетов деятельности участников.
- Обучение навыкам организаторской деятельности и публичных выступлений.
- Обмен опытом между детскими и молодёжными объединениями, работающими по лидерским программам.
Уровни:
1. Подготовительный уровень- возраст участников 10 – 13 лет. Основной вид деятельности – игра.
- Выявление интересов и способностей участников;
- Развитие лидерских качеств в зависимости от индивидуальных особенностей участников.
2. Обучающее – развивающий уровень – возраст участников 13 – 15 лет.
Приоритеты деятельности: обучение, практическое применение полученных
знаний.
- Теоретический блок (качества лидера, типы лидерства, имидж лидера и т. п.)
Примечание: выделение уровней подпрограммы носит более или менее условный характер, зависит от индивидуальных способностей участников и способностей подпрограммы конкретного детского или молодёжного объединения.
Содержание деятельности:
- 1. Применение полученных знаний (составление новых игровых заданий,
проведение акций, тематических дней, дел, приуроченных к знаменательным
датам.)
ПОДПРОГРАММА «ПУТЬ МИРА - ДОРОГА БЕЗ ВОЙНЫ»
Пояснительная записка:
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, гражданскую позицию, предполагающую, потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Цель:
Воспитание и поддержание чувства гражданского долга, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей и подростков профессионально значимых качеств, умения и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
- Создание необходимых условий для реализаций детского и юношеского патриотического, приключенческого интереса;
- Пропаганда уважения к историческому и культурному прошлому Отечества, памяти его защитников, повышение престижа воинской службы и защиты Отечества;
- Повышение роли военно-патриотического воспитания в Ростовской области.
Содержание деятельности:
Проведение военно-спортивных игр, сборов, акции патриотических объединений, заочного конкурса на лучшую разработку военно-спортивной игры, сотрудничество с музеями боевой славы, организация агитпробега «За мир, против войны».
ПОДПРОГРАММА «ПУТЬ МИЛОСЕРДИЯ»
Пояснительная записка:
В обществе сейчас особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия, гуманизма и сострадания, которые должны воспитываться с детства.
Все это привело к необходимости разработки подпрограммы
«Путь милосердия» программы «Продвижение».
Цель:
Воспитание детей и молодежи в духе взаимопомощи, доброты, чуткости, сострадания, милосердия и гуманизма, оказания реальной помощи в адаптации тех, чьи физические силы, социальные возможности ограничены.
Задачи:
- Психологическая, социальная и материнская помощь детям из малообеспеченных семей, и многодетных семей;
- Помощь престарелым, одиноким людям, ветеранам.
Участники:
Добровольческие коллективы, творческие коллективы, возраст участников не ограничен.
Содержание деятельности:
- Сбор материальных средств (одежда, обувь, продукты питания, медикаменты);
- Организация творческих мероприятий для людей, нуждающихся в моральной поддержке (праздничные представления, концерты, вечера, встречи).
ПРОГРАММА «ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ»
Пояснительная записка:
Дети и подростки знакомы с экологическим кризисом, ощущают его на себе отнюдь не абстрактно, они интересуются экологической ситуацией и пытаются сделать все, что в их силах, для ее улучшения.
ЦЕЛЬ:
Воспитание детей и молодёжи в духе гармонии с окружающей средой, природой, обучение экологической грамотности.
ЗАДАЧИ:
- Содействие в организации и проведении конкретных дел природоохранной и созидательной деятельности:
- Изучение теоретических знаний и элементов культуры, связанных с защитой и охраной окружающей среды.
- Пропаганда здорового образа жизни.
УЧАСТНИКИ:
Детские коллективы экологической направленности.
Возраст участников – от 10 лет.
Содержание деятельности:
1. Экологические акции;
2. Соревнование команд юных экологов;
3. Проведение многоуровневых конкурсов экологической прессы (стенгазеты, плакаты).
ПОДПРОГРАММА «ДОРОГА МУДРОСТИ»
Пояснительная записка:
Интеллектуальный потенциал нации есть те движущие силы, которые способствуют развитию и расцвету народа, государства. А поскольку данный потенциал начинает закладываться юном возрасте, то особую актуальность приобретают поддержка и развитие детской интеллектуальной одарённости.
Под одарённостью мы понимаем «системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Выделяют следующие виды одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая, лидерская, психомоторная, художественно – исполнительская. Для нашего направления интересна интеллектуальная одаренность.
Под интеллектуальной одаренностью мы понимаем повышенную любознательность, исключительную сообразительность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, полное погружение в предпочтительную сферу деятельности, остроту аналитического ума, стабильную способность ставить и решать проблемы и т.п.
ПОДПРОГРАММА «СТОРОНА ДОНСКАЯ»
Пояснительная записка:
Ростовская область – древняя казачья земля, называемая по традиции Тихим Доном, огромный степной край на юге России. Тысячи квадратных километров от Воронежских степей до Кубани и Ставрополя, земля неограниченных возможностей и богатейших традиций, трудолюбивых людей, представляющих более 100 национальностей и живущих в мудром согласии из века в век.
С историей Донской земли связаны зарождение казачьей вольницы и становление казачества, строительного крупнейших индустриальных гигантов, развитие торговых путей между Европой и Азией, творчество великих русских писателей А.П.Чехов, М.А.Шолохов, А.И.Солженицына.
Подпрограмма «Сторона донская» дает детям и подросткам возможность узнать много нового о Донском крае, пережить и осмыслить великие свершения прежних времен и перенять положительный опыт многих поколений своих предков.
Цель:
Воспитания детей и молодежи как граждан Родины, России, людей, знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.
Задачи:
- Создание у детей и подростков более полного представления о культуре народа, через раскрытие региональных культурных традиций:
- Изучение своеобразного, традиционного уклада жизни населения Донского Края (хозяйственная и общественная жизнь).
- Освоение участниками подпрограммы фундаментальных этико-эстетических понятий народа, обеспечивающих преемственность и воспроизводство культуры в наше время.
Участники:
Детские коллективы Ковылкинской средней общеобразовательной школы краеведения, творческие объединения фольклорной направленности.
Возраст участников от 7 лет.
Содержание деятельности:
- Проведение заочных конкурсов для отбора участников игровых -
Встреч (викторины, кроссворды, творческие работы)
- Организация и проведение тематических игровых – встреч.
ПОДПРОГРАММА «ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ»
Пояснительная записка:
Анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о том, что необходимо уделять большое внимание решению проблемы организации досуга, реализации творческого потенциала подростков.
Предоставление возможности заняться любимом делом – необходимая составляющая организации досуга детей и подростков. От этого зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
Цель:
Создание условий для самоопределения в различных видах досуговой деятельности и творческой реализации детей и подростков.
Задачи:
- Создание необходимых условий для раскрытия личностных качеств эстетического развития участников;
- Сплочение микроколлектива детского или молодежного объединения в процессе совместной творческой деятельности.
Участники:
Детские и молодежные объединения творческой направленности.
Возраст участников – от 7 лет.
Содержание деятельности:
- Организация очных и заочных творческих конкурсов, выставок.
- Проведение областного конкурса команд танцевально – развлекательной игры «Стартинеиджер».
ПОДПОГРАММА «ЦВЕТОФОР ДЕТСТВА»
Пояснительная записка:
Корни же проблем молодежи необходимо искать в недостатках воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения в жизни ребенка, то есть усвоение социального опыта. Именно в этом возрасте окончательно оформляется характер человека, поэтому учить пониманию и восприятию основных ценностей, таких как умения, видеть разницу между добром и злом, отрицательное отношение к наркотикам.
Уважение и любовь к ближним, нужны с детства.
Цель:
- Обеспечение детям младшего школьного возраста максимальной самореализации, самосовершенствования на основе созидания благоприятных условий для развития личности младших школьников, привлечение их к деятельности. Содружества детей.
Задачи:
- Изучение интересов, запросов, потребностей и возможностей младших школьников;
- Сотрудничество детей, подростков и взрослых как полноправных субъектов программы.
Участники:
- Дети младшего школьного возраста (6-11) лет;
- Дети среднего и старшего школьного возраста (от 12 лет).
Содержание деятельности:
Проведение заочных и очных творческих конкурсов, фестивалей и слетов для младших школьников, и семинаров для старших школьников.
Обучение основам подготовки и проведения мероприятий